ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНВАЛИДОВ «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ» (ВОС)
Ответственному секретарю
Рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Банка России Божору Ю.А.
Уважаемый Юрий Анатольевич!
В связи с Вашим запросом предложений в части исполнения п.14 Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2022-2024 годы, предусматривающего доработку регламента МВД по выдаче паспортов незрячим гражданам, Всероссийское общество слепых (далее — ВОС) направляет свою позицию в отношении отсутствия универсального правового механизма, регулирующего права инвалида по зрению на размещение подписи в документах.
В статье 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181- ФЗ) говорится о недопустимости дискриминации по принципу инвалидности, где под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии с пунктами 211 и 212 Приказа МВД России от 16.11.2020 № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства
внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» над подстрочной чертой реквизита «Личная подпись» паспорта делается прочерк в двух случаях: при недееспособности гражданина или если заявитель не имеет возможности в силу физического недостатка самостоятельно проставить свою подпись. В результате у дееспособных граждан с нарушениями зрения, имеющими в паспорте прочерк вместо личной подписи, возникает проблема с реализацией своих прав в целом ряде ситуаций: участие в предвыборных мероприятиях (подпись за кандидата), осуществление финансовых операций, регистрация актов гражданского состояния в органах ЗАГС, оформление документов в МФЦ и др.
Анализ законодательных актов показал, что вопрос использования собственноручной подписи на документах для инвалидов по зрению не имеет на сегодняшний день универсального нормативного решения, что создает трудности для незрячих людей при оформлении документов на бумажных носителях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.
При этом, как показывает практика, даже наличие подписи в паспорте у незрячего гражданина зачастую приводит к ситуациям, в которых сотрудники организаций отказывают инвалиду по зрению в услуге, требующей подписания документов, обосновывая невозможностью человека самостоятельно ознакомиться с подписываемым документом и необходимостью наличия сопровождающего лица.
Также в настоящее время отсутствует универсальный правовой механизм использования такого аналога собственноручной подписи, как факсимиле, в правоотношениях, в которых участвует или может участвовать инвалид по зрению. В соответствии с пунктом 26 статьи 35 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) нотариус удостоверяет тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи и выдает удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
Согласно пункту 2 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Применение электронной подписи также не может в полной мере решить возникающие у незрячих людей трудности по двум причинам. Во-первых, электронная подпись — это неотъемлемая часть электронного документа, а до сих пор зачастую используются документы на бумажных носителях. Во-вторых, не все инвалиды по зрению обладают навыками и техническими средствами для оформления электронных документов и получения возможности использования электронной подписи.
Таким образом, в действующем законодательстве существует пробел, нарушающий права граждан из числа инвалидов.
В отношении вопроса актуализации регламента выдачи паспортов с внесением в него требования о дополнительной отметке, позволяющей определить причину проставления прочерка в графе «Личная подпись», сообщаем, что внесение данного требования по мнению ВОС не позволит решить данную проблему, поскольку проблема носит более широкий характер и должна иметь универсальное решение на законодательном уровне.
В связи с вышеизложенным предлагаем в течение 2025 года Банку России, совместно с ВОС, Минтрудом России, участниками Рабочей группы и другими заинтересованными организациями проработать данный вопрос и сформировать предложения по изменениям в законодательство с целью реализации прав граждан-инвалидов в органах власти, учреждениях и организациях, связанных с предъявлением документов, идентифицирующих личность (например, паспорта), проставлением собственноручной подписи, а также разработать методические рекомендации с подробным описанием механизмов правомочных действий инвалидов (в том числе, инвалидов по зрению и других, испытывающих сложности с проставлением собственноручной подписи) для подтверждения своего волеизъявления в различных сферах правоотношений.
Президент ВОС В.В. Сипкин
з