В Северской МО ВОС с 06 – 10 октября 2025 г. прошёл турнир по древнейшей настольной игре «Калах».
История игры уходит корнями в Африку и Ближний Восток. Больше всего она была распространена в пределах пустыни Калахари, из-за чего и получило такое название — Калах. Она логическая игра из семейства игр манкала. Правила её изобретены в 1940 году. Представляла собой складную деревянную доску, в каждой лунке которой — по 4 зерна.
Играть в «калах» можно с пяти лет, по два человека. Комплект игры представляет собой доску с углублениями (лунками), расположенными в 2 ряда по 6 лунок в каждом ряду. На противоположных концах доски находятся две большие лунки, называемые «калахами». Исходная позиция: в каждой из 12 лунок лежит по определённому количеству камушек (могут быть шарики, семена фасоли), они являются общими для обоих соперников. Для нас слабовидящих их цвет имеет значения. Мы играли камушками яркого зелёного и жёлтого цвета. Общее их количество зависит от того, сколько камней помещается в каждую лунку в исходной позиции: 72 (по 6 камней в каждую из 12 лунок), 60 (5), 48 (4), 36 (3); как правило, это 72 или 48 камней. Лунки обозначаются по порядку буквами или цифрами слева-направо со стороны каждого игрока.
В нашем турнире двое игроков сидят друг напротив друга. Перед началом игры во все 12 лунок (кроме больших лунок «калахов») раскладываем одинаковое количество камней по 4 шт. в лунку. Каждому игроку принадлежит ближний к нему ряд из 6 лунок и одна большая лунка «калах», расположенная справа от него. Ход игры заключается в том, что посев (ходы) игроки делают по очереди, кроме случаев повтора хода. Право первого хода определяют жребием или по договорённости. Во время своего хода игрок выбирает одну любую из своих шести лунок, вынимает все находящиеся в ней камни и раскладывает их против часовой стрелки по одному камню во все последующие лунки, в том числе в свой «калах». Если последний в ходе камень попадает в «калах», то игрок делает ещё один ход. Так ход может повторяться несколько раз. Но при посеве игрок пропускает «калах» противника. Направление движения: в своём ряду слева направо до своего «калаха» далее в ряду противника справа налево, минуя его «калах» и возвращаясь в свой ряд. Если делается ход из лунки, содержащей 13 и более камней, то после кругового обхода доски в неё тоже кладётся один камень. Ход завершается при отсутствии условия повтора хода и передаётся сопернику.
Как уже описано выше, захват одного камня осуществляется простым ходом до своего «калаха» (и далее), где камень остаётся захваченным. Более многочисленный захват происходит в том случае, если последний в ходе камень игрок кладёт в пустую лунку в своём ряду, а противоположная лунка в ряду противника не пуста, тогда он забирает все камни из противоположной лунки вместе со своим последним камнем и переносит в свой «калах». Из «калаха» камни не вынимаются до окончания партии.
Игра завершается, когда один из игроков захватывает больше половины всех камней. Либо как только все лунки одного из участников полностью опустеют, в этом случае оставшиеся камни захватывает тот игрок, которому они принадлежат. Набравший большее количество камней в калахе становится победителем. В случае равенства количества камней — ничья.
Призёрами нашего турнира стали:
1 место – Юсубова Елена,
2 место – Бровкина Марина,
3 место – Стороженко Ольга.
Поздравляем победителей!
Игра «Калах» — это уникальная игра. В ней нет места случайности: не нужно бросать кости,чтобы узнать сколько ходов нужно делать. А ведь многие века после изобретения Калаха, в играх всегда был элемент случайности в виде бросания костей (кубиков). Благодаря тому, что в игре нет случайностей, в процессе игры нужно продумывать стратегию, бездумно победить не получится. В этом она похожа на шахматы. С другой стороны, в игре «Калах» нет множества фигур, как в шахматах со своими особенностями. Всё что вам нужно в процессе игры — это просто выбрать лунку, из который вы начнете ходить. А их у вас 6. То есть каждый раз вы просто выбираете одну из шести лунок для того чтобы сделать из нее ход. Влияние случайности теоритически нет (игра с полной информацией), но возможно, если не считать камушки в лунке, когда их накапливается большое количество.
«Калах» знакомит с культурным наследием. Игра развивает Стратегическое мышление, навыки устного счёта, умение планировать, терпение, интеллект без гаджетов; создаёт пространство для живого общения.
Игра «Калах» часто используется для обучения программированию логических игр. Более того, чтобы насладиться игрой, Вам необязательно иметь при себе её «физическую версию». Скачать игру можно и на свой мобильный телефон или компьютер. Тренироваться с искусственным интеллектом, выбирая разные уровни сложности.
Прикол этой игры в том, что играть в неё можно как дома, так и в дороге! Всё просто, главное — иметь голову на плечах и, конечно, азарт!
Помощник по связям с общественностью Чубенко В.А.


