22 мая в Северской МО ВОС прошла мультимедийная беседа «Наследие Пегой Орды: селькупы», которую провела сотрудник центральной библиотеки города.
Лекция началась с упоминания наиболее ранних культур народов Сибири и знаковых археологических открытий последних лет. Описав таким образом исторический фон, на котором происходило последующее формирование современных этнических групп. Лектор представил и отметил особенности этно-языковую классификацию селькупов. Рассказал о влиянии ландшафта и климата на культуру этого народа, уделив основное внимание жизнеобеспечению, традиционному хозяйству, древнему искусству, ремёслам, верованию и религиозным воззрениям селькупов. Охарактеризовал не только собственно этот народ, но и сопредельные им народы. Территориальный и временной охваты также оказались предельно масштабными в широких географических рамках, и начинался с периода заселения Сибири человеком.
Поднятые лектором вопросы вызвали живой интерес в зале. Члены ВОС активно интересовались судьбой отдельных народов, их численностью, поселениями и географическим положением, задавали уточняющие вопросы о миграции и ассимиляции селькупов. Отвечая на вопросы, сотрудница библиотеки рассказала, что на территории нашей области существовало селькупское территориальное объединение, которое русские называли Пегой ордой… Почему их так называли? Существует две версии: Первая – что у них одежда была пестрой! Вторая — что у этого народа были особые волосы: белые, рыжие и чёрные, поэтому издалека складывалось впечатление их пестроты! Уникальность этого народа заключалась в том, что они были известны своей воинственностью. Селькупы от других народов были весьма отличны по укладу и быту. Изначально они жили в среднем течении Оби, в основном на её притоке Нарым на севере нынешней Томской области, считались потомками чуть ли не осевших в тайге монголов. Как показывает история, культура нарымских селькупов формировалась под влиянием тайги и тундры, рек и озёр: охота рыбалка. Они слыли хорошими гончарами, кузнецами и ткачами. Ведь основа любой культуры – тип традиционного хозяйства.
Ситуация изменилась после 1920 года. Большевики ликвидировали прежнюю административную систему и все владельческие права на землю и угодья. Колхозы и сотни тысяч спецпереселенцев, леспромхозы, а потом нефтяники и газовики мешали им там! Селькупы отступили в тайгу и пытались вести традиционное хозяйство, носить прежнюю одежду и поклоняться дедовым кумирам. Новую власть сильный народ не принял, да и силу свою под ней растерял — селькупские ремёсла очень быстро умерли, когда стало ясно, что любую вещь проще купить у русских за шкурку соболя или бочку рыбы, чем делать самим. А вслед за исчезновением традиционных форм рыболовства и охоты ушла в историю и селькупская культура. Ведь это факты истории, которые мало кто сейчас знает и изучает.
Особый интерес у членов организации вызвали сюжеты, связанные с древним житьём селькупов, показанных через видеопроектор на большом экране. Разшевелила присутствующих на мероприятие подготовленная к лекции экспресс-викторина. Внимание участников привлекла сказка, в которой очень хорошо запечатлены мифы, имеющиеся у каждого народа. Мы же вспомнили, что сценку этой сказки с традиционной музыкой этого народа готовили для творческого городского фестиваля «Северские зори».
Разумеется, наши современные представления о прошлом нашей страны сильно отличаются от того, каким его видели историки прошлых веков. С тех пор открыто и проанализировано громадное количество исторических документов, методы изучения прошлого совершенствуются, наше представление об историческом развитии народов также меняется. И через их взгляд на прошлое мы раскрываем то время, когда они писали свои труды. Можно не соглашаться с их оценкой прошлого и их подходом, но знакомство с их работами доставляет эстетическое и культурное наслаждение.
Обращаю внимание читателей, что надо записывать воспоминания своих «стариков», оцифровывать старые фотографии, потому что именно семейная история становятся частью национальной истории. Семья – главный транслятор культуры народа.
Помощник по связям с общественностью Чубенко В.А.